20 мая, 2024

Ежегодно в селе Нижний Бургалтай Джидинского района, на месте рождения XVII Пандито Хамбо ламы Лубсан?Нима Дармаева, проходит посвященный ему традиционный хурал (молебен). В 2011 году он проводится 23 апреля.

XVII Пандито Хамбо лама Лубсан?Нима Дармаев родился в 1890 году в местности Гэдэн?Нюга Торейского аймака (ныне ? Джидинский район Республики Бурятия) в многодетной семье скотовода Дармажапа Цыренова из рода Хорчид. В возрасте семи лет стал послушником Сартул?Булагского Дацана. В ходе многолетней учёбы значительно преуспел в буддийской философии — чойра, защитил поэтапно степень Гэбшэ (кандидат буддийской философии), а затем Габжа (доктор буддийской философии). В конце 20?х годов XX века был избран ширээтэ (настоятелем ? бур.) Сартул?Булагского Дацана. На III Духовном Соборе буддистов, состоявшемся в 1928 году, был избран членом Центрального духовного совета (ЦДС).

В годы репрессий был заключён в Кяхтинскую тюрьму. Работал на строительстве железной дороги Наушки?Кяхта. Решив, что он умирает, тюремные надзиратели выбросили больного Дармаева в канаву, где его обнаружил житель с. Торей Г. Сосоров, с которым они в юности учились в дацане. Он спас заключённого, спрятав его в пещере, где Дармаев скрывался в течение трёх лет. В 1940 году охотник Н. Чойдоков случайно обнаружил его укрытие, вскоре Дармаев снова оказался в тюрьме.

Во время войны находился в заключении. В 1944 году он был освобождён и реабилитирован. Под руководством Дид Хамбо ламы Хайдапа Галсанова принимал активное участие в сборе средств в Фонд обороны СССР ? лично внёс 34 тысячи рублей, получил благодарность от Иосифа Сталина. В том же году вместе с Дид Хамбо ламой Хайдапом Галсановым и другими ламами он обращается с ходатайством к Сталину об открытии буддийского монастыря в Бурят?Монгольской Автономной Советской Социалистической Республике (БМАССР). В 1946 году на съезде буддистов был избран Пандито Хамбо ламой, председателем Временного центрального духовного управления буддистов (ВЦДУБ).

Лубсан?Нима Дармаев стоял у истоков становления Иволгинского дацана. Вместе с другими ламами в 1945 году он ездил в Москву с ходатайством к Сталину о строительстве буддийского храма. Под его руководством был построен самый первый Чойра дуган.

Под руководством Дармын Хамбо начала восстанавливаться религиозная деятельность бурятского духовенства ? в послевоенные годы оно принимает активное участие в борьбе за всеобщую безопасность в мировом сообществе, вступив в ряды борцов за мир во всём мире.

В 1950 году Пандито Хамбо лама Лубсан?Нима Дармаев принял участие в работе II и III Всесоюзных конференций сторонников мира в Москве.

Бурятское духовенство под руководством Хамбо ламы Дармаева организовало кампанию по сбору подписей под воззванием Всемирного совета мира о заключении пакта мира между пятью державами. Хамбо лама и ламы Иволгинского Дацана выезжали в аймаки и проводили агитационную работу с призывом к верующим подписать воззвание ЦДУБ, участвовали в акциях протеста против применения бактериологического оружия американскими войсками в Корее; в сборе подписей под Стокгольским воззванием о запрещении атомного оружия.

Под руководством Хамбо ламы была проведена большая работа по возрождению буддизма в Туве, для чего он неоднократно выезжал туда.

В 1955 году XVII Пандидо Хамба лама Лубсан?Нима Дармаев с группой лам подняли саркофаг в местности Хухэ?Зурхэн с телом XII Пандидо Хамба ламы Даша?Доржо Этигэлова. Убедившись в неизменности его состояния, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан (саркофаг).

В 1960 году Хамбо лама Дармаев скончался. Он умер время медитации, перед этим дав наказ о кремации. Момент его смерти ламы Иволгинского дацана определили по капле крови, которая вытекла из носа на двенадцатый день погружения в созерцание. В позе лотоса тело Дармаева положили в саркофаг ? деревянный короб, который поместили в землю на его малой родине. Зарыли неглубоко, а через несколько лет над ним воздвигли субурган (в монгольской архитектуре ? мемориальное сооружение, гробница лам, хранилище реликвий). В его честь были построены два субургана, выкуплен отчий дом для музея, снят фильм; по правую сторону трассы, ведущей в Иволгинск, напротив Тапхара был обнаружен целебный источник.

Спустя 48 лет, 31 августа 2008 года, группа бурятских лам вскрыла саркофаг. Скелет ламы находился в сидячем положении. На костях сохранились остатки мышечных тканей и кожи без признаков запаха разложения.

В 2010 году молебен, посвященный XVII Пандито Хамбо ламе состоялся 4 мая, участие в нем приняли XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев, ширээтэ ламы дацанов Сангхи России, многочисленные верующие. Ламы, во главе с Хамбо ламой традиционно провели молебен «Лама Чодбо» (Почитание Учителя).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников