15 мая, 2024

Геодезист — уникальная профессия. Информация, сбором которой занимается геодезист, востребована в самых различных сферах деятельности. Без геодезистов не смогут работать проектировщики, строители и многие другие.

О том, как готовят геодезистов в Московском государственном университете геодезии и картографии, рассказывает ректор учебного заведения, доктор технических наук, профессор Василий Александрович Малинников.

— В новом, 2011-2012 учебном году, Московский государственный университет геодезии и картографии будет готовить геодезистов по программе бакалавра, специалиста и магистра. Новый подход к образовательным стандартам означает, что учебные планы должны быть существенно переработаны. Современные требования к молодым специалистам заставляют переходить на компонентный подход к образовательным программам — каждый выпускник обязать четко представлять, какие виды работ он сможет выполнять сразу же после окончания учебы. А качество подготовки прикладных геодезистов отныне будет оцениваться, исходя из квалификационных требований, которые разработаны нашим институтом совместно с ведущими предприятиями картографо-геодезической отрасли.

Не и, само собой, МИИГАиК особо акцентирует свои усилия на подготовку студентов, обучающихся по программе бакалавр, поскольку такие специалисты должны обладать прекрасными теоретическими знаниями, чтобы иметь возможность впоследствии продолжить свое обучение, и не обязательно это должна быть геодезия.

Не исключено, что они получат возможность повысить свой уровень профессиональной подготовки до уровня специалистов в наших стенах. Каким образом мы это сделаем — еще не решено. Скорее всего, это будет либо какая-то форма дополнительного образования, либо курсы повышения квалификации. Для нас важно то, что непрерывное образование позволит увеличить объем теоретических знаний и практических навыков в сфере современных технологий.

Особые надежды мы связываем с магистратурой вуза. В Московском государственном университете геодезии и картографии магистратура имеет свои отличительные особенности. На первом году обучения студенты изучают в основном фундаментальные теоретические дисциплины в большом объеме, а на втором году переходят к самостоятельной научной деятельности. Я могу засвидетельствовать, что сейчас объем студенческих исследований намного превышает тот уровень, который существовал еще совсем недавно. Результаты своих квалификационных работ магистранты имеют возможность опубликовать в нашем собственном журнале «История вузов. Геодезия и аэрофотосъемка» или других изданиях. По окончании учебы выпускник-магистр имеет возможность стать преподавателем или заняться чисто научной деятельностью.

Причем магистерская программа подготовки преподавателей для высших учебных заведений открыта нами впервые. И мы надеемся на большой приток молодых и хорошо подготовленных сотрудников, которые имеют желание заняться научно-исследовательской работой.

— В программе подготовки бакалавров предусмотрены практические занятия?

— Конечно, какой же геодезист сможет без этого обойтись! Естественно, у бакалавров объем практических занятий меньше, чем у студентов, обучающихся по программе специалист — они изучают только азы практической полевой работы, им в принципе не обязательно уметь проводить некоторые специальные виды геодезических исследований. Причем полевая практика начинается уже с первого курса, а на четвертом студенты проходят практику на наших базовых предприятиях, где знакомятся со всеми современными этапами выполнения геодезических измерений непосредственно в производственных условиях.

Кроме наших основных геодезических предприятий, с которыми мы сотрудничаем на постоянной основе, существует множество небольших фирм, которые специализируются на геодезии и картографии. Как правило, они оснащены хорошим современным оборудованием и с удовольствием берут на практику наших студентов, а по окончании учебы приглашают выпускников на работу. На сегодняшний день вы вряд ли найдете безработного геодезиста — профессия востребована и является остродефицитной.

Именно поэтому мы оставили в перечне специальностей позицию специалист по прикладной геодезии.

— А где может устроиться на работу выпускник Московского государственного университета геодезии и картографии с дипломом бакалавра?

— Как правило, большая часть выпускников-бакалавров продолжает учебу на магистратуре, остальные работают на профильных предприятиях.

Наши заказчики, предприятия, работающие в сфере геодезии, прекрасно понимают, что бакалавр — это не инженер, и для того, чтобы получить работника классом повыше, нужно приложить некоторые усилия. Для них существует в этом плане две основные возможности: либо предлагать таким выпускникам инженерные должности общего геодезического профиля, либо дать им возможность продолжить обучение по тем дополнительным программам, которые учитывают специфику данного конкретного предприятия. Конечно, это требует некоторых финансовых вложений, но умный руководитель знает, что они в конце концов окупятся, и фирма будет иметь именно того специалиста, который им необходим в данный момент.

— Что вы можете сказать об основных итогах развития университета в последнее время?

— В марте 2001 года в МИИГАиК прошел Ученый совет, на котором рассматривались итоги работы университета за последние четыре года. И главным нашим достижением является тот факт, что мы не уменьшаем количество принимаемых абитуриентов.

Несмотря на крайне негативную демографическую и социальную ситуацию в стране, в Московском государственном университете геодезии и картографии конкурс по основным профильным специальностям с каждым годом увеличивается.

Второй важный показатель работы вуза — активизация научной деятельности студентов и преподавательского состава. Объем финансирования научных исследовательских работ вырос в 6 раз, включая гранты и стипендии. Мы считаем, что это очень важно, поскольку преподавательская деятельность должна быть крепко связана с научной.

Немаловажный фактор состоит в том, что выполнение таких работ является ощутимым подспорьем для преподавателей. Именно материальный стимул стал причиной значительного омоложения профессорско-преподавательского состава, и последние три года отличились большим притоком молодых кадров. Поэтому мы удвоим наши усилия в этом направлении.

Совсем недавно в Министерстве образования и науки Российской Федерации состоялась коллегия, проводимая министром А. А. Фурсенко, на котором было объявлено о продолжении конкурса на звание национального исследовательского университета. Мы приняли решение, что будем участвовать в нем, и большинство наших преподавателей считают, что мы имеет достаточно неплохие шансы на успех в конкурсе.

По материалам rambler.ru